Ведь один из главных персонажей его постановки рождает за один день 40 049 детей…
Впервые в Украине 5 и 6 июня на сцене Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества состоится показ сюрреалистической оперы Франсиса Пуленка "Груди Тиресия" ("Перси Тіресія", укр.) по мотивам пьесы Гийома Аполлинера.Режиссер-постановщик спектакля – Дмитрий Тодорюк – известный многим, как один из солистов ВИА «Авиатор».
ЗНАКОМЬТЕСЬ:
Дмитрий Тодорюк
Эстрадный исполнитель - ВИА «Авиатор»
Режиссер-постановщик опер и мюзиклов
Родился 19 октября 1982 г. в г. ЧерновцыЛюбит все новое, неординарное, многогранное.
В детстве мечтал стать моряком и музыкантом.
Людям может простить любые ошибки.
Абсолютно не подвержен депрессиям, просто в них не верит.
Никого не винит в своих неудачах, занимается самоанализом, считая, что если что-то не получается, значит не доработал сам.
Учителя по жизни - педагоги по театральному искусству - привили особые виды мышления на актерское мастерство и режиссуру.
Единомышленники – однокурсники, друзья, педагоги, которые поддерживают режиссерские идеи и участвуют в его самых смелых творческих решениях.
Группа «Авиатор»… и опера? Как это сочетается: Дмитрий Тодорюк - как исполнитель популярной музыки и режиссер-постановщик серьезных музыкальных произведений - опер?
- Сочетается, потому что и то, и другое мне близко. Я заканчивал консерваторию сначала как вокалист, потом, как режиссер, потому что с 11 лет я в Черновцах был театральным студийцем и, наверное, оттуда любовь к театру, к актерско-режиссерскому действу, и профессия у меня так и возникла.Так сложилось, что волею Высших сил и нашего продюсера Юрия Никитина, мы с ребятами создали группу «Авиатор», которая достаточно успешна на сегодняшний день и, дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше.
Дмитрий, кем Вы мечтали быть в детстве?
- В самом раннем возрасте – моряком, хотя в семье моряков нет. Просто мне нравилось. Море я впервые увидел в 5 лет, поэтому желание не было связано с любовью к морю. Я всю жизнь в Карпатах проходил в походы, а осознано на море поехал лишь в 22 года.У меня был зонтик, и летом после дождя я раскрывал его, брал, как штурвал подмышку, и топтался по лужам, чувствовал себя штурманом. А музыкантом хотел быть, потому что мой дядя учился в музыкальной школе по классу скрипки. Тогда мне тоже очень захотелось играть на скрипке. Но через 1,5 года «мытарств» (улыбается) мама сказала: «Хватит».
Но мой двоюродный брат играл на аккордеоне. Поэтому я решил, что буду аккордеонистом. И таки закончил школу по классу аккордеона, но в последние учебные годы появился театр, и здесь я уже сформировался, как зерно, чтоб дальше развивать себя творчески. Хотя после школы планировал поступать на журналистику (улыбается).
Искали себя и нашли?
- Говорить, что нашел еще рано. Найду, когда мне будет много-много лет (смеется), и за спиной будет большой багаж опыта, творений и достижений, а сейчас я в поиске в правильном направлении.Дмитрий, как у Вас возникло желание стать исполнителем популярной музыки, и когда появилась тяга к более серьезным произведениям?
- Желание быть исполнителем присутствовало всегда. Сначала, до «Авиатора», я выступал как сольный артист, бард. Играл фолк-рок-джаз. Потом это все переросло в более коммерческую музыку. Сказать, что она легче нельзя, но это та музыка, которая имеет больший спрос у зрителя, слушателя.Режиссерство - чисто мое внутреннее. Есть люди, которым хочется писать книги, а у меня возникает желание ставить оперы.
А у Вас есть уже режиссерский опыт?
- Удачный – пока только дипломный спектакль. Это французская опера Мориса Равеля «Испанский час» (20 век). Ставил ее в прошлом году. В ней принимала участие известная теперь Джамала, которая одновременно пробовала себя и в моей опере, и в эстрадной музыке.Также в «Испанском часе» приняли участие многие мои однокурсники по вокальному факультету, с которыми, не виделись где-то 4 года. Они с большой радостью откликнулись на мое предложение поучаствовать в спектакле, за что я им очень благодарен. И спектакль получился неплохой, судя по оценкам и критиков, и зрителей.
Значит, старт был получен мощный?
- Как раз старт был чуть раньше, до «Испанского часа». Я ставил оперу Моцарта «Бастьен и Бастьена». Я бы назвал это: «первый блин комом» (улыбается). Режиссура – вопрос практики. Теоретически можно сутками много и долго размышлять, но выйти на сцену и что-то сделать – совсем другое. Почувствовать, прожить самому, даже ошибиться, чтобы понять, как сделать дальше.В принципе спектакль получился, но был простоват в смысле не умной, а хорошей режиссуры. А вот уже «Испанский час» удался. Будем стараться продолжить традицию, чтоб удалась и новая постановка "Груди Тиресия" ("Перси Тіресія", укр.).
Дмитрий, Вам легко было в этом театре заявить о себе и сказать: «Я готов поставить эту пьесу»?
- Сама театральная команда очень молодая, прогрессивная, светлая и интересно мыслящая. И мне это очень понравилось.Идея поставить этот спектакль возникла у нас с Мишелем Максимовичем - атташе по вопросам сотрудничества в сфере французского языка Посольства Франции в Украине. Вместе с ним мы задумали сделать эту постановку. Но где ее ставить был вопрос.
Все звезды сошлись на том, чтобы спектакль появился в репертуаре Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества.
У меня в «Испанском часе» участвовало двое артистов из этого театра, плюс здесь очень много знакомых и друзей, но самое главное, что руководство театра – инновационно мыслящие люди, готовые к экспериментам, стремящиеся удивлять зрителя. Это абсолютно совпадает с предпочтениями французского Посольства и моими желаниями, поэтому и остановили выбор на этом театре.
Что Вы можете рассказать о самом сюжете?
- Во- первых, покорила музыка, во-вторых, это – Аполлинер, а значит уже нетрадиционное восприятие и построение драматургии. Я пока еще не дорос до всей литературной классики (все-таки мне 27 лет), сначала прочитал всю модернистскую литературу, постмодернистскую, и только потом пришел к Пушкину…Так и здесь: Равель 20 век - импрессионизм, Пуленк 20 век - неоклассицизм, Аполлинер – вообще сюрреализм. Именно жанровость и сыграла свою роль в выборе произведения.
Кроме всего прочего, сама идея и призыв в опере – будьте вместе и рожайте детей - очень актуальна сегодня. Рождаемость в нашей стране, мягко скажем, не очень высокая, села вымирают, многие молодые перспективные и талантливые люди уезжают на заработки за границу. Меня, как гражданина, это и волнует, и беспокоит.
Я хочу заявить, что глобальная и гармоничная любовь не может быть однополой – всегда должны быть Он и Она. В нашей истории мужчина сам без женщины родил 40 049 детей, но не это главное. Когда жена Тереза ушла от мужа, и он занялся репродуктивным занятием без женщины, это привело к уродству потомства: если нет мамы, мир вырождается.
Это где-то протест против людей, бросающих своих детей, и против пробирочных зачатий. Есть Женщина и Мужчина, а не пробирка, в которой развивается искусственный плод. Это то, о чем я хочу сказать зрителю.
Дмитрий, как Вы думаете, какой философский смысл закладывали Гийом Аполлинер и Франсис Пуленк, создавая свои пьесу и оперу?
- Женщина отказывается от своей груди, как символа материнства, мужчина принимает на себя детородную функцию. Так же в опере есть организм - народ, который наблюдает за схваткой мужа и жены.Жена побеждает в какой-то момент, народ ее поддерживает, кричит: «Ура! Ура!». Когда же муж рождает 40 049 детей, народ его признает победителем и отдает свое предпочтение ему.
Но это для меня не ключевое. Драматургом и композитором в этой опере заложена Любовь. Женщина и Мужчина могут добиваться чего-то в карьерном росте, в различных сферах деятельности, но без любви полноценная семья не может существовать, не может давать нормального потомства.
Поэтому за одну ночь и рождается такое огромное количество детей, которые еще с пеленок: один – мегапоэт, принесший много денег, вторая – крутая актриса, и ей завидует весь мир.
У Аполлинера все очень выпукло и гиперболизировано, и это один из моментов, которые я люблю, т.е. когда не плоско и ровно, а как в мультфильме со спецэффектами (улыбается), что и соблазнило меня на эту оперу.
Дмитрий, что лично Вам больше всего нравится в работе над этим спектаклем?
- Я получаю драйв от расшифровки музыки и слов. Аполлинер писал свое, Пуленк – свое. А моя задача – понять, почему именно на эти слова написана именно эта музыка, что хотели сказать авторы. Понять и проверить, насколько тот фильм, который я себе придумал, совпадает с оригиналом.А как это можно проверить? На зрителях?
- Нет, конечно. Еще до премьеры, в момент постановки.Самый простой пример. Я разбираю сцену прихода к Мужу Журналиста. До этого он укладывал детей спать. Я еще не видел динамических указаний у композитора, а просто прослушал диск с записью, анализировал, фантазировал и пришел к тому, что мне нужно, чтобы Муж показал Журналисту говорить тише, потому что дети спят.
Ремарок никаких нет. Остается открыть партитуру. И видишь: «пьяно» у мужа, а у журналиста два «форте». Т.е. здесь я четко попал в музыку. Это значит, что прослушав музыку, у меня рождается образ, который я потом проверяю, насколько я угадал. Вот так все и происходит. Отсюда и огромное желание это воплотить для того, чтоб уже проверить, насколько это правильно визуально.
Кого бы Вы хотели видеть на премьерах? Кто Ваш зритель?
- В первую очередь студенты, молодежь.Конечно, молодые пары, которые хочется зарядить желанием создавать новых людей (смеется), развивать тесные, теплые семейные отношения.
Здесь не будет морали: «Вы ж мне смотрите!». Моя идея показать, что самая большая ценность в жизни и мире – это дети. Давайте же не будем себя грабить и ущемлять, обеднять своими руками. Одно дело, когда, по каким-то причинам природа не дает детей, другое – когда ты над этим не задумываешься, не понимая своего истинного предназначения.
Об этом хочу людям ПРОКРИЧАТЬ!
Кроме того, хочу предостеречь мужчин от невнимания к любимым женщинам. Ведь в моей трактовке именно поэтому Тереза отказывается от груди – из-за ее ненужности. Любая женщина хочет родить ребенка, и мужчина, создавший с ней семью, обязан помочь в этом естественным способом!!!
Вы считаете, что молодежи сегодня интересна опера?
- Вот я и хочу сделать такую постановку, чтоб заинтересовать именно молодежь – будущее поколение, прививать им вкус к этому искусству!Несмотря на мой личный интерес и любовь к опере, не хочу показаться резким, но то, что сегодня происходит в Национальной Опере, меня, и как творческого человека, и как профессионала, и как зрителя, не то что расстраивает, а угнетает. Красиво поют, шикарные костюмы и декорации – не более того: нет движения и драйва, не чувствуется желание сделать оперу современной и интересной.
А театр - это, все-таки, экшен, фантастический экшен, особенно опера. Если драматический театр – это больше актерских придумок и «дурачеств», то Опера – это экшен, который разрешает использовать какие-то удивительные эффекты, например, летательные штуки (кстати, мы будем это использовать), экспериментировать, чтобы это было интересно зрителю.
Чем все же, по Вашему мнению, можно заинтересовать сегодняшнего зрителя?
- Есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц.Как говорил Островский: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: ее можно и прочесть». Оперу можно слушать, купив диск, кассету или пластинку. А я, как и многие другие, хочу ВИДЕТЬ оперу.
И не всегда наши украинские исполнители держат высокую планку. Ведь Тито Гоби (итальянский певец – баритон - оперный режиссёр-постановщик) или Мария Калласс (известная оперная певица – сопрано - греческого происхождения) – вот высший пилотаж! Зачем напрягать уши и злиться, зарождать в себе отвращение, присутствуя при посредственном исполнении, если можно прослушать произведение в идеальном варианте?
А вот увидеть, как это видят разные люди (режиссеры) – это другой вопрос. И ради этого я считаю, что молодежь нужно заманивать в оперу интересными эффектами. Мне бы очень хотелось, чтоб фанаты и поклонники группы «Авиатор» пришли и посмотрели на меня в новом амплуа.
Нерепертуарная вещь, такая как "Груди Тиресия" ("Перси Тіресія", укр.), должна возбудить интерес не только заядлых театралов, но и тех, кто еще не раскрыл для себя оперное искусство.
Автор ТАТЬЯНА ЕЛФИМОВА |
От автора
Всегда существовала потребность найти свою родственную душу, свою половинку, то есть того единственного человека, который обладал бы близкими качествами, похожим состоянием психики, в общении с которым возникало бы чувство наибольшего душевного комфорта.Все определяется сознанием человека, если оно готово, то приходят соответствующие знания. Сознание людей растет, многое меняется в их жизни, а традиции, мораль и законы, касающиеся мужчины и женщины, зачастую держат их в старых рамках.
Люди все разные – нет двух одинаковых людей на Земле, а законы и правила предписывают всем жить одинаково, да еще в самой тонкой интимной сфере. Правила, нормы, заповеди, законы мешают проявлению любви. Любой закон, даже самый лучший, ограничивает свободу. А как можно ограничить любовь?
Это и становится причиной разногласий, борьбы и страданий… Вот и герои сюрреалистической постановки Дмитрия Тодорюка на музыку Пуленка "Груди Тиресия" ("Перси Тіресія", укр.) протестуют против сложившихся стереотипов и меняются своими глобальными миссиями. А что из этого получится, мы с вами узнаем совсем скоро…
2010 г.
ЧИТАЙТЕ о Киевском театре оперы и балета для детей и юношества в моих интервью:
Театр - это кафедра, с которой можно сказать людям...
Авиатор Дмитрий Тодорюк закладывает в театре бомбу...
За кулисами Киевского детского театра
Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а ак...
Какой кошмарный сон мужчины собирается показать ки...
Мишель Максимович: Прогрессивность театра в том, ч...
Комментариев нет:
Отправить комментарий