вторник, 17 января 2012 г.

Авиатор Дмитрий Тодорюк закладывает в театре бомбу… демографическую

Ведь один из главных персонажей его постановки рождает за один день 40 049 детей…

Впервые в Украине 5 и 6 июня на сцене Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества состоится показ сюрреалистической оперы Франсиса Пуленка "Груди Тиресия" ("Перси Тіресія", укр.) по мотивам пьесы Гийома Аполлинера.

Режиссер-постановщик спектакля – Дмитрий Тодорюк – известный многим, как один из солистов ВИА «Авиатор».

ЗНАКОМЬТЕСЬ:

Дмитрий Тодорюк

Эстрадный исполнитель - ВИА «Авиатор»
Режиссер-постановщик опер и мюзиклов

Родился 19 октября 1982 г. в г. Черновцы

Любит
все новое, неординарное, многогранное.

В детстве мечтал стать моряком и музыкантом.

Людям может простить любые ошибки.

Абсолютно не подвержен депрессиям, просто в них не верит.

Никого не винит в своих неудачах, занимается самоанализом, считая, что если что-то не получается, значит не доработал сам.

Учителя по жизни - педагоги по театральному искусству - привили особые виды мышления на актерское мастерство и режиссуру.

Единомышленники – однокурсники, друзья, педагоги, которые поддерживают режиссерские идеи и участвуют в его самых смелых творческих решениях.

Группа «Авиатор»… и опера? Как это сочетается: Дмитрий Тодорюк - как исполнитель популярной музыки и режиссер-постановщик серьезных музыкальных произведений - опер?

- Сочетается, потому что и то, и другое мне близко. Я заканчивал консерваторию сначала как вокалист, потом, как режиссер, потому что с 11 лет я в Черновцах был театральным студийцем и, наверное, оттуда любовь к театру, к актерско-режиссерскому действу, и профессия у меня так и возникла.

Так сложилось, что волею Высших сил и нашего продюсера Юрия Никитина, мы с ребятами создали группу «Авиатор», которая достаточно успешна на сегодняшний день и, дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше.

Дмитрий, кем Вы мечтали быть в детстве?

- В самом раннем возрасте – моряком, хотя в семье моряков нет. Просто мне нравилось. Море я впервые увидел в 5 лет, поэтому желание не было связано с любовью к морю. Я всю жизнь в Карпатах проходил в походы, а осознано на море поехал лишь в 22 года.

У меня был зонтик, и летом после дождя я раскрывал его, брал, как штурвал подмышку, и топтался по лужам, чувствовал себя штурманом. А музыкантом хотел быть, потому что мой дядя учился в музыкальной школе по классу скрипки. Тогда мне тоже очень захотелось играть на скрипке. Но через 1,5 года «мытарств» (улыбается) мама сказала: «Хватит».

Но мой двоюродный брат играл на аккордеоне. Поэтому я решил, что буду аккордеонистом. И таки закончил школу по классу аккордеона, но в последние учебные годы появился театр, и здесь я уже сформировался, как зерно, чтоб дальше развивать себя творчески. Хотя после школы планировал поступать на журналистику (улыбается).

Искали себя и нашли?

- Говорить, что нашел еще рано. Найду, когда мне будет много-много лет (смеется), и за спиной будет большой багаж опыта, творений и достижений, а сейчас я в поиске в правильном направлении.

Дмитрий, как у Вас возникло желание стать исполнителем популярной музыки, и когда появилась тяга к более серьезным произведениям?

- Желание быть исполнителем присутствовало всегда. Сначала, до «Авиатора», я выступал как сольный артист, бард. Играл фолк-рок-джаз. Потом это все переросло в более коммерческую музыку. Сказать, что она легче нельзя, но это та музыка, которая имеет больший спрос у зрителя, слушателя.

Режиссерство - чисто мое внутреннее. Есть люди, которым хочется писать книги, а у меня возникает желание ставить оперы.

А у Вас есть уже режиссерский опыт?

- Удачный – пока только дипломный спектакль. Это французская опера Мориса Равеля «Испанский час» (20 век). Ставил ее в прошлом году. В ней принимала участие известная теперь Джамала, которая одновременно пробовала себя и в моей опере, и в эстрадной музыке.

Также в «Испанском часе» приняли участие многие мои однокурсники по вокальному факультету, с которыми, не виделись где-то 4 года. Они с большой радостью откликнулись на мое предложение поучаствовать в спектакле, за что я им очень благодарен. И спектакль получился неплохой, судя по оценкам и критиков, и зрителей.

Значит, старт был получен мощный?

- Как раз старт был чуть раньше, до «Испанского часа». Я ставил оперу Моцарта «Бастьен и Бастьена». Я бы назвал это: «первый блин комом» (улыбается). Режиссура – вопрос практики. Теоретически можно сутками много и долго размышлять, но выйти на сцену и что-то сделать – совсем другое. Почувствовать, прожить самому, даже ошибиться, чтобы понять, как сделать дальше.

В принципе спектакль получился, но был простоват в смысле не умной, а хорошей режиссуры. А вот уже «Испанский час» удался. Будем стараться продолжить традицию, чтоб удалась и новая постановка "Груди Тиресия" ("Перси Тіресія", укр.).

Дмитрий, Вам легко было в этом театре заявить о себе и сказать: «Я готов поставить эту пьесу»?

- Сама театральная команда очень молодая, прогрессивная, светлая и интересно мыслящая. И мне это очень понравилось.

Идея поставить этот спектакль возникла у нас с Мишелем Максимовичем - атташе по вопросам сотрудничества в сфере французского языка Посольства Франции в Украине. Вместе с ним мы задумали сделать эту постановку. Но где ее ставить был вопрос.
Все звезды сошлись на том, чтобы спектакль появился в репертуаре Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества.

У меня в «Испанском часе» участвовало двое артистов из этого театра, плюс здесь очень много знакомых и друзей, но самое главное, что руководство театра – инновационно мыслящие люди, готовые к экспериментам, стремящиеся удивлять зрителя. Это абсолютно совпадает с предпочтениями французского Посольства и моими желаниями, поэтому и остановили выбор на этом театре.

Что Вы можете рассказать о самом сюжете?

- Во- первых, покорила музыка, во-вторых, это – Аполлинер, а значит уже нетрадиционное восприятие и построение драматургии. Я пока еще не дорос до всей литературной классики (все-таки мне 27 лет), сначала прочитал всю модернистскую литературу, постмодернистскую, и только потом пришел к Пушкину…

Так и здесь: Равель 20 век - импрессионизм, Пуленк 20 век - неоклассицизм, Аполлинер – вообще сюрреализм. Именно жанровость и сыграла свою роль в выборе произведения.

Кроме всего прочего, сама идея и призыв в опере – будьте вместе и рожайте детей - очень актуальна сегодня. Рождаемость в нашей стране, мягко скажем, не очень высокая, села вымирают, многие молодые перспективные и талантливые люди уезжают на заработки за границу. Меня, как гражданина, это и волнует, и беспокоит.

Я хочу заявить, что глобальная и гармоничная любовь не может быть однополой – всегда должны быть Он и Она. В нашей истории мужчина сам без женщины родил 40 049 детей, но не это главное. Когда жена Тереза ушла от мужа, и он занялся репродуктивным занятием без женщины, это привело к уродству потомства: если нет мамы, мир вырождается.

Это где-то протест против людей, бросающих своих детей, и против пробирочных зачатий. Есть Женщина и Мужчина, а не пробирка, в которой развивается искусственный плод. Это то, о чем я хочу сказать зрителю.

Дмитрий, как Вы думаете, какой философский смысл закладывали Гийом Аполлинер и Франсис Пуленк, создавая свои пьесу и оперу?

- Женщина отказывается от своей груди, как символа материнства, мужчина принимает на себя детородную функцию. Так же в опере есть организм - народ, который наблюдает за схваткой мужа и жены.
Жена побеждает в какой-то момент, народ ее поддерживает, кричит: «Ура! Ура!». Когда же муж рождает 40 049 детей, народ его признает победителем и отдает свое предпочтение ему.

Но это для меня не ключевое. Драматургом и композитором в этой опере заложена Любовь. Женщина и Мужчина могут добиваться чего-то в карьерном росте, в различных сферах деятельности, но без любви полноценная семья не может существовать, не может давать нормального потомства.
Поэтому за одну ночь и рождается такое огромное количество детей, которые еще с пеленок: один – мегапоэт, принесший много денег, вторая – крутая актриса, и ей завидует весь мир.

У Аполлинера все очень выпукло и гиперболизировано, и это один из моментов, которые я люблю, т.е. когда не плоско и ровно, а как в мультфильме со спецэффектами (улыбается), что и соблазнило меня на эту оперу.

Дмитрий, что лично Вам больше всего нравится в работе над этим спектаклем?

- Я получаю драйв от расшифровки музыки и слов. Аполлинер писал свое, Пуленк – свое. А моя задача – понять, почему именно на эти слова написана именно эта музыка, что хотели сказать авторы. Понять и проверить, насколько тот фильм, который я себе придумал, совпадает с оригиналом.

А как это можно проверить? На зрителях?

- Нет, конечно. Еще до премьеры, в момент постановки.

Самый простой пример. Я разбираю сцену прихода к Мужу Журналиста. До этого он укладывал детей спать. Я еще не видел динамических указаний у композитора, а просто прослушал диск с записью, анализировал, фантазировал и пришел к тому, что мне нужно, чтобы Муж показал Журналисту говорить тише, потому что дети спят.

Ремарок никаких нет. Остается открыть партитуру. И видишь: «пьяно» у мужа, а у журналиста два «форте». Т.е. здесь я четко попал в музыку. Это значит, что прослушав музыку, у меня рождается образ, который я потом проверяю, насколько я угадал. Вот так все и происходит. Отсюда и огромное желание это воплотить для того, чтоб уже проверить, насколько это правильно визуально.

Кого бы Вы хотели видеть на премьерах? Кто Ваш зритель?

- В первую очередь студенты, молодежь.

Конечно, молодые пары, которые хочется зарядить желанием создавать новых людей (смеется), развивать тесные, теплые семейные отношения.

Здесь не будет морали: «Вы ж мне смотрите!». Моя идея показать, что самая большая ценность в жизни и мире – это дети. Давайте же не будем себя грабить и ущемлять, обеднять своими руками. Одно дело, когда, по каким-то причинам природа не дает детей, другое – когда ты над этим не задумываешься, не понимая своего истинного предназначения.

Об этом хочу людям ПРОКРИЧАТЬ!

Кроме того, хочу предостеречь мужчин от невнимания к любимым женщинам. Ведь в моей трактовке именно поэтому Тереза отказывается от груди – из-за ее ненужности. Любая женщина хочет родить ребенка, и мужчина, создавший с ней семью, обязан помочь в этом естественным способом!!!

Вы считаете, что молодежи сегодня интересна опера?

- Вот я и хочу сделать такую постановку, чтоб заинтересовать именно молодежь – будущее поколение, прививать им вкус к этому искусству!

Несмотря на мой личный интерес и любовь к опере, не хочу показаться резким, но то, что сегодня происходит в Национальной Опере, меня, и как творческого человека, и как профессионала, и как зрителя, не то что расстраивает, а угнетает. Красиво поют, шикарные костюмы и декорации – не более того: нет движения и драйва, не чувствуется желание сделать оперу современной и интересной.

А театр - это, все-таки, экшен, фантастический экшен, особенно опера. Если драматический театр – это больше актерских придумок и «дурачеств», то Опера – это экшен, который разрешает использовать какие-то удивительные эффекты, например, летательные штуки (кстати, мы будем это использовать), экспериментировать, чтобы это было интересно зрителю.

Чем все же, по Вашему мнению, можно заинтересовать сегодняшнего зрителя?

- Есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц.

Как говорил Островский: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: ее можно и прочесть». Оперу можно слушать, купив диск, кассету или пластинку. А я, как и многие другие, хочу ВИДЕТЬ оперу.

И не всегда наши украинские исполнители держат высокую планку. Ведь Тито Гоби (итальянский певец – баритон - оперный режиссёр-постановщик) или Мария Калласс (известная оперная певица – сопрано - греческого происхождения) – вот высший пилотаж! Зачем напрягать уши и злиться, зарождать в себе отвращение, присутствуя при посредственном исполнении, если можно прослушать произведение в идеальном варианте?

А вот увидеть, как это видят разные люди (режиссеры) – это другой вопрос. И ради этого я считаю, что молодежь нужно заманивать в оперу интересными эффектами. Мне бы очень хотелось, чтоб фанаты и поклонники группы «Авиатор» пришли и посмотрели на меня в новом амплуа.

Нерепертуарная вещь, такая как "Груди Тиресия" ("Перси Тіресія", укр.), должна возбудить интерес не только заядлых театралов, но и тех, кто еще не раскрыл для себя оперное искусство.


Автор ТАТЬЯНА ЕЛФИМОВА

От автора

Всегда существовала потребность найти свою родственную душу, свою половинку, то есть того единственного человека, который обладал бы близкими качествами, похожим состоянием психики, в общении с которым возникало бы чувство наибольшего душевного комфорта.

Все определяется сознанием человека, если оно готово, то приходят соответствующие знания. Сознание людей растет, многое меняется в их жизни, а традиции, мораль и законы, касающиеся мужчины и женщины, зачастую держат их в старых рамках.

Люди все разные – нет двух одинаковых людей на Земле, а законы и правила предписывают всем жить одинаково, да еще в самой тонкой интимной сфере. Правила, нормы, заповеди, законы мешают проявлению любви. Любой закон, даже самый лучший, ограничивает свободу. А как можно ограничить любовь?

Это и становится причиной разногласий, борьбы и страданий… Вот и герои сюрреалистической постановки Дмитрия Тодорюка на музыку Пуленка "Груди Тиресия" ("Перси Тіресія", укр.) протестуют против сложившихся стереотипов и меняются своими глобальными миссиями. А что из этого получится, мы с вами узнаем совсем скоро…
2010 г.

ЧИТАЙТЕ  о Киевском театре оперы и балета для детей и юношества в  моих интервью:

 Театр - это кафедра, с которой можно сказать людям...

Авиатор Дмитрий Тодорюк закладывает в театре бомбу...


За кулисами Киевского детского театра

Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а ак...

Какой кошмарный сон мужчины собирается показать ки...

Мишель Максимович: Прогрессивность театра в том, ч...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные Статьи