пятница, 10 февраля 2012 г.

О Владимире Камышине. Как открыть гения в своем ребенке?

Чего хотят все родители? Конечно же, видеть своего ребенка здоровым и счастливым, успешным и благополучным.
А что может позволить ребенку стать успешным во всех сферах своей взрослой жизни?
Несомненно, если он сможет создать гармоничную семью, построить свой собственный личностный бренд, занимаясь любимым делом и получая за это вознаграждение: как финансовое, так и эмоциональное - признание, уважение, удовлетворенность и радость...
И, говоря о построении личностного бренда с нуля, когда речь идет о закладке фундамента успеха и раскрытия гениальности ребенка, имеет смысл вспомнить древнюю мудрость, которая гласит: «Важно, у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться»...
Ведь действительно, именно в семье зарождаются будущие феноменальные способности ребенка, и только родители, уделяя достаточно внимания, могут помочь своему малышу раскрыться и войти в число одаренных детей, чтобы потом получать дивиденды от Жизни…

Совершенно недавно я узнала потрясающую новость. Оказывается, в Киеве с 2007 года успешно работает Институт одаренного ребенка при Национальной Академии Педагогических Наук Украины!

Невероятно, но в нашей стране становится возможным определить способности своего малыша на ранней стадии развития и дать возможность ребенку сконцентрироваться на том, что в дальнейшем сделает его счастливым!
Неимоверное желание узнать об Институте одаренного ребенка НАПНУ как можно больше и поделиться с читателями портала «КОРИСНА КАРТКА», помогло мне договориться об интервью с интереснейшим человеком, который более всех знает, как открыть в ребенке гениальные способности…

ЗНАКОМЬТЕСЬ:

Владимир Викторович Камышин

Директор Института одаренного ребенка Национальной Академии Педагогических Наук Украины
Кандидат технических наук, лауреат Государственной премии УССР в области науки и техники
По первой специальности КИИГА - инженер-системотехник (электронные вычислительные машины)
Более 20 лет научного стажа, в т.ч. научно-технический центр Госкомитета науки и техники, замдиректора украинского Института научно-технической и экономической информации.
Главные ценности: ЗАЩИЩАТЬ. СОЗИДАТЬ. НЕСТИ ДОБРО
Главный принцип в жизни: ПОМОГАТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ


Владимир Викторович, за какие разработки Вы получили Государственную премию?


- Это было давно, еще в 1988 году, мне было тогда 25 лет. Мы сделали систему диагностики авиационных двигателей на самолете ТУ-154, и она была внедрена по всему Советскому Союзу.

Как Вы пришли к идее создания Института одаренного ребенка?

- Скорее Институт нашел меня (улыбается). Когда по распоряжению Кабинета Министров Украины 8 августа 2007 г. было принято постановление о создании такой структуры, Василий Григорьевич Кремень – Президент Академии Педагогических Наук, хорошо зная меня по участию в масштабном проекте – разработке Всеукраинского школьного портала «Острів знань», пригласил меня возглавить молодой Институт.

Мало кто знает о том, что в Украине уже более 3 лет работает такой интересный Институт. Расскажите подробнее, чем Вы занимаетесь?

- Институт одаренного ребенка – научно-исследовательская организация. Мы занимаемся научными исследованиями в области изучения способностей и степени одаренности детей.
Мы разрабатываем методики, методы, средства по работе с одаренными детьми, которые затем внедряются непосредственно учителями, преподавателями, методистами, школами, институтами последипломного образования, педагогическими университетами по всей Украине.
Для проверки методик и систем мы, конечно же, также работаем и с самим детьми. Например, по системе проектирования учебно-воспитательного процесса, в наших исследованиях участвуют 300 школ по всей Украине. Некоторые методики мы экспериментально проверяем на определенной группе, а дальше происходит внедрение в жизнь данной экспериментальной технологии.

А что это за методики?

- Это комплексное психодиагностическое исследование детей подросткового и старшего школьного возраста с целью выявления структуры интересов и наклонностей, структуры личности и психотипа, уровня развития и структуры интеллекта, уровня творческого потенциала (креативности).
Исследования проводятся при помощи валидных тестов и психодиагностических методик, которые зарекомендовали себя в мировой психологической практике.
Для посвященных могу назвать: 16-факторный опросник Кеттелла, тест структуры интеллекта Амтхауера, матрица Равена, модифицированные версии теста Дж. Холланда, методики креативности Ф.Вильямса и Торренсата и др.

Что получается в результате исследований? Какие данные Вы получаете?

- Данные о личностных и характерологических особенностях подростка, о его сильных и слабых сторонах, о сферах и видах деятельности, которые для него являются основными, о ценности и структуре ожидаемой профессиональной мотивации, об интеллектуальных и творческих ресурсах, о возможностях самокомпенсации и др.
Для старшеклассников результаты исследований включают целостное профориентационное заключение-рекомендации, которое синтезирует личностные наклонности подростка, его профессиональные интересы и возможности.
Резюме включает справочную информацию по всем основным профессиональным сферам: предпринимательской, связанной с риском, социальной, конвенционной, артистичной, технично-реалистичной, природно-реалистичной, интеллектуальной.
Все исследования проводятся как при помощи компьютерных психодиагностических программ, так и на основе бланковых методов и творческих заданий.

Как происходит обратная связь, как используются Ваши разработки?

- Школы, гимназии, лицеи, педагогические институты и другие учебные заведения используют наши разработки и рекомендации, идет апробация, фиксируются результаты, интерактивно направляются в Институт, наши специалисты так же выезжают и работают непосредственно с детьми, затем мы корректируем методики в соответствии с полученными «полевыми» данными.

Какие задачи Вы ставите перед своим институтом?

- Наша задача – научно-методическое сопровождение создания системы поиска, выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи.

Мы исходим из того, что у каждого ребенка есть неординарные способности. Каждый ребенок имеет право на то, чтобы его задатки были замечены и распознаны, и было приложено максимум усилий для их развития. И результатом этого должно стать то, чтобы как можно больше детей, а потом и молодых людей, достигали успеха в жизни.

Некоторые ученые на западе говорят, что 90% ВВП производится 10%-ами населения, состоящего из одаренных личностей. В этом контексте я вижу задачу своего института в том, чтобы увеличить этот показатель в нашей стране, и даже на 1% - это будет значительным вкладом, в т.ч. и в экономику Украины.

Если мы дадим большему числу детей достичь успеха в жизни, а проще говоря, уменьшим ту толщину асфальта, через которую им приходится пробиваться, это и будет нашим основным достижением.

Потенциал здесь огромный. Об этом говорит и наш Президент: о формировании здоровой нации, элиты как научной и политической, так и социальной. А это все и есть одаренные дети.

Владимир Викторович, как же открыть гения в своем ребенке?

- На самом деле все дети изначально гениальны. Одаренность заложена еще в момент зарождения будущего человека. Главное – суметь вовремя выявить способности ребенка и динамично их развивать.
На ранней стадии – это конечно, задача родителей: позволить ребенку «надеть на себя костюмы разных персонажей», пробовать проявить себя в различных сферах, и решить, в каких он чувствует себя наиболее комфортно.
Это и творчество, и спорт, и музыка, а возможно логика и точные науки.
Чем шире будет предложенный родителями выбор, тем точнее можно определить наклонности и способности ребенка для будущего выбора.

Способности ребенка прямо пропорциональны времени, которое в него вкладывают родители.

Что интересного Вы обнаружили в ходе своих исследований?

- Самый широко известный тест – это тест на  IQ, хотя он не учитывает многих способностей (если видов одаренности 9, то IQ измеряет только один), и его многие ругают. И, тем не менее, в результате исследований выяснилось, что 40% детей, которые менее успешны в академической учебе, имеют IQ выше, чем отличники и хорошисты.

Как Вы считаете, с чем это связано?

- Просто этим детям не интересно учиться. По многим причинам. Это и социум, и разные ценности с родителями, и отношения в классе, и то, что учителя не могут увлечь и заинтересовать их. Школьная программа рассчитана на детей среднего уровня, а таких всего 16 %, остальные либо выше, либо ниже. Да и сама система обучения давно устарела. Детей продолжают обучать по технологиям XIX века, а сегодня уже XXI.
Раньше существовала своя идеология и ценностные ориентации: октябрята, пионеры, комсомольцы и т.д. И эти ценности поддерживались и развивались как в школе, так и в семье. Сейчас ценностные ориентации родителей и детей чаще всего кардинально противоположны, и это рождает определенный конфликт.
В советское время считалось очень престижным окончить институт, и все родители стремились отправить детей в ВУЗы, где конкурс на место иногда перешагивал за 10 и более. Тогда ВУЗы были государственными, и не было такого рыночного предложения, как теперь.
А сегодня существует другая проблема: в Украине выпускников школ гораздо меньше, чем мест в высших учебных заведениях (поскольку организовалось множество частных структур, и этот процесс не регулируется государством, как раньше). Следовательно, чтобы получить сейчас высшее образование, необходимо только желание самого ребенка.

Владимир Викторович, на основании исследований Института одаренного ребенка, какой совет Вы можете дать родителям, чтобы в будущем их дети были востребованными? В каких направлениях развиваться, над чем работать?

- Выводы по результатам исследований Института однозначны: только два конкурентных преимущества в современных условиях дадут возможность в ближайшей перспективе каждому ребенку стать успешным в любой сфере деятельности - это знание английского языка и компьютерная грамотность.


Автор ТАТЬЯНА ЕЛФИМОВА
От автора

Владимир Викторович Камышин удивительно сочетает в себе потрясающий интеллект, внушительную внешность (о таких мужчинах говорят: «за ним, как за каменной стеной»), внутреннюю скромность и искреннее добродушие…
Благодаря его прошлым разработкам, внедренным в авиа индустрии, были спасены несколько сотен человеческих жизней.
Его сегодняшние разработки с каждым днем приближают нашу страну к замечательному моменту, когда каждый украинец гордо скажет: «Я гениален, и от этого я счастлив!»
И под впечатлением нашей беседы я написала несколько строк:
Вот если бы побольше было
У нас ТАКИХ людей, как Вы!
Тогда бы солнце мир весь озарило
И он стал полон Счастья и Любви!
Владимир Камышин рассказал мне еще очень много интересного, в т.ч. о проблемах образования, «компьютерном привыкании», интереснейших фактах, обнаруженных в процессе исследований, потрясающем событии – Всеукраинском фестивале «Обдаровані діти України», который ежегодно проводит Институт одаренного ребенка, помогая юным талантам заявить о себе. И я обязательно поделюсь с Вами, дорогие читатели, всем, что узнала, в следующей публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные Статьи