Как только человек начинает воспроизводить новое представление о себе, оно сейчас же вступает в борьбу с уже имеющимся представлением о себе, с различными впечатлениями прошлой жизни, прежними представлениями и понятиями. Одним словом, оно начинает конфликтовать со всем тем, что ему противоречит.
Он заключается в мысленном перенесении нужного качества, которым обладает другой человек, на себя: «И я такой же, и я действую точно так же». При этом нужно стараться как можно ярче представить себя человеком, обладающим нужным качеством, представить себя действующим в разных обстоятельствах. В некоторых случаях полезно специально наблюдать за человеком, качество которого переносится на себя. Подобные наблюдения необходимы для получения более глубокого, более многогранного впечатления об этом человеке. После этого легче мысленно переносить на себя нужное качество, так как его проявление хорошо запечатлелось в сознании.
Этот прием помогает в решении многих задач самооздоровления, например, при укреплении сердца. Хорошие результаты он дает в самовоспитании здоровой речи при различных речевых расстройствах, в том числе при заикании, а также при развитии способностей. Положительные результаты способ переноса даёт и в спортивной деятельности при разучивании новых сложных упражнений и при подготовке к соревнованиям.
Он необходим молодому неопытному руководителю для заимствования у опытного высококвалифицированного руководителя формы отношений к подчиненным и стиля поведения в рабочем коллективе.
Для эффективного применения этого приема нужно глубоко и всесторонне изучить личность, в образ которой надо войти. Это требует знания жизни, людей, а также жизненного опыта и значительного кругозора. Чтобы полностью войти в образ крупной личности, надо самому быть не менее крупной личностью. Вот почему чаще всего мы встречаем частичное, а иногда лишь внешнее перевоплощение артиста при исполнении роли великого человека. Лишь немногим дана возможность перевоплощаться полностью.
Вхождение в образ следует рекомендовать для развития различных способностей. Известны случаи, когда люди проявляют колоссальные способности при перевоплощении в образы великих художников и артистов под влиянием внушения в состоянии гипноза. При глубокой работе над собой может быть достигнуто не менее полное перевоплощение, чем при внушении в состоянии гипноза. Но это требует большого упорства. Прием этот весьма трудный.
Вхождение в образ немыслимо без самовнушения. Для овладения этим приемом надо учиться проводить самовнушение. Кроме того, этот прием требует ярких представлений и развитого воображения. Овладевающему этим приемом полезно специально заниматься развитием представлений и воображения. С бледными представлениями и слабым воображением овладеть вхождением в образ очень трудно.
Он заключается в сосредоточенности мысли на каком-то успешном преодолении препятствий и твердом запоминании этого успеха. Полезно накапливать в своей памяти свои победы над трудностями и препятствиями на работе. Это создает уверенность в себе, что очень важно для подготовки к преодолению серьезных препятствий в жизни. При встрече с ними человек будет чувствовать себя увереннее и тверже, так как будет думать о том, что «я то преодолел и с тем справился, сумею сделать и это!».
Использование этого приема всегда дает очень хорошие результаты и особенно полезно людям со слабым типом нервной системы и меланхолическим темпераментом, которым не хватает веры в себя.
Он заключается в изменении представления о своем прошлом поведении, здоровье, взаимоотношениях с людьми, о всей своей деятельности в прошлом. Применяется он в целях самоперевоспитания и самооздоровления.
Так, при решении наиболее трудных задач самоперевоспитания (например, когда нужно изменить линию поведения по отношению к другим людям, преодолеть, устранить сложившиеся навыки поведения, сложившиеся отношения с людьми и т. п.) необходимо обратиться к данному приему.
Работа над прошлым при решении трудных задач заключается в том, что нужно в письменной форме описать свою жизнь, поведение, отношение людей, свою деятельность и самочувствие не такими, какими они были на самом деле, а такими, какими они должны были бы быть в интересах достижения поставленной цели. Эти письменные описания своей воображаемой прошлой жизни нужно делать все более и более детальными и не допускать ни малейших сомнений в том, что это именно так и было.
Например, для воспитания у себя вежливости человек должен описать себя как вежливого человека с того возраста, с которого он себя помнит. При этом надо обязательно описать отношение людей к себе как к вежливому человеку. При самооздоровлении сердца нужно описать свою прошлую жизнь как жизнь человека со здоровым сердцем, описать отношения людей к себе как к человеку со здоровым сердцем.
Описать эту переработанную, измененную ситуацию нужно как можно более подробно. А затем приложить максимум усилий для того, чтобы не допускать ни милейшего сомнения в том, что все было именно так, как описано, применив для этого самовнушение. Последнее очень важно – в нем залог успеха.
Известно много случаев, когда этот прием позволял полностью устранить ночное недержание мочи, крапивницу (зуд кожи), экзему и т. п., которые возникали на почве испуга или злоупотребления продуктами - аллергенами.
например, при подготовке к выступлению на собрании, конференции, соревнованиях и т. п. Он заключается в том, что человек мысленно делает то, что потом придется ему делать в действительности. Это психологически готовит человека к преодолению трудностей. После такой подготовки он чувствует себя несравненно увереннее, а действует более решительно, смело, твердо. При этом элемент неожиданности сводится почти к нулю. Человек делает то, что нужно, как будто не в первый раз.
Выдающиеся люди часто пользуются этим приемом. Это также относится и к артистам, ораторам, политическим деятелям, дипломатам и спортсменам.
Этот прием является завершающим в непрерывном процессе самовоспитания и самоуправления. Какие бы задачи не решались в процессе самовоспитания, результаты их решения оцениваются на практике. Упражнения по действительному преодолению трудностей и препятствий различны.
Приемы самовоспитания в зависимости от вида темперамента
Не все люди одинаково легко справляются с трудностями работы над собой. Это зависит, прежде всего, от опыта в области работы над собой, а также от развития способности к волевым усилиям и от темперамента.
Труднее всего приходится людям со слабой нервной системой, с меланхолическим темпераментом. Им надо помогать, подбадривать и всячески поддерживать. Им помогают такие приемы самовоспитания как самоободрение, самопохвала, опора на свои победы и удачи. Даже маленькая победа над собой делает человека значительно сильней.
Постоянное упражнение в преодолении каждодневных незначительных трудностей и препятствий развивает способность к волевым усилиям, укрепляет веру в себя.
Каждый человек способен работать над собой и усваивать полезные для него настрои.
Представители холерического темперамента обладают сильной возбудимой нервной системой, они способны к большим волевым усилиям, но в работе над самооздоровлением им не хватает постоянства. Поэтому они должны настраивать себя на систематическую, постоянную, стабильную работу до полного восстановления здоровья. Им надо знать, что процесс самооздоровления требует большого упорства.
Сангвиники, обладающие сильной подвижной уравновешенной нервной системой, сравнительно легко преодолевают трудности усвоения настроев, но им часто не хватает постоянства. Им легче перескакивать с одного настроя на другой, они требуют частой смены деятельности. Им мешает легкомысленность, недостает серьезности по отношению к восстановлению здоровья. Они обычно ищут все новые и новые настрои и недостаточно глубоко и полно усваивают полезные настрои.
Флегматики – люди с сильной уравновешенной нервной системой. Они обычно характеризуются как упорные труженики жизни. Они комфортно себя чувствуют в однообразной обстановке, которую трудно переносят сангвиники. Они обычно стараются очень упорно усваивать один настрой и испытывают большие трудности, когда надо усваивать несколько настроев. Они трудно переносят смену настроев, и из-за этого замедляется процесс оздоровления.
У представителей всех четырех темпераментов есть свои индивидуальные особенности во всякой работе над собой. Зная свои особенности, люди с большим успехом преодолевают все трудности самооздоровления.
Укреплением здоровья и закалкой организма следует заниматься постоянно, систематически, особенно когда люди физически ослаблены. Поддерживать хорошее здоровье необходимо всем, чтобы сохранять высокую работоспособность и предотвратить наступление преждевременной старости.
Занимаясь самооздоровлением, весьма полезно вести дневник работы над собой, который, как в зеркале, отражает всю работу над оздоровлением и помогает правильно ее организовать.
Человеку требуется приложить значительные волевые усилия, чтобы хотя бы на миг удержать в сознании одну из частей нового представления о себе. Затем нужны новые волевые усилия для того, чтобы вызвать в сознании другую часть этого представления. И так до тех пор, пока не будет вызвано в сознании все представление по частям. После этого необходимо вызвать в сознании новое представление о себе в целом. И если это не удается, нужно снова и снова работать над достижением поставленной цели.
Представление о себе очень сложное, многостороннее. Для того, чтобы вызвать в сознании представление о себе, необходимо ослабить все то, что противоречит этому представлению и разрушает его.
Физиологический механизм усвоения нового представления о себе очень сложен, и о нем можно говорить пока лишь в общих чертах. Как только человек начинает воспроизводить в сознании новое представление о себе, тотчас же в коре больших полушарий мозга возникает борьба рефлексов. Это происходит потому, что новые условные связи вступают в борьбу с ранее образовавшимся динамическим стереотипом, который постоянно поддерживается реальными раздражителями и поэтому отличается сравнительно большой прочностью. Вследствие этого тормозится формирование и становление новых временных связей, являющихся физиологической основой нового представления о себе.
Борьба имеющихся и вновь образующихся временных нервных связей вызывает ошибку процессов возбуждения и торможения, что приводит к их большему напряжению. Сложившийся динамический стереотип отличается большей прочностью, а новые связи поддерживаются мощным регулирующим влиянием второй сигнальной системы, которое является физиологической основой регулирующего влияния сознания, поэтому возникает большое напряжение.
Приемы самовоспитания
Самоанализ является более трудным приемом самовоспитания по сравнению с самоконтролем. Он выполняется после самовнушения и требует от человека объективности в оценке своих достижений.
По содержанию самовнушение всегда противоречит действительности. Это его характерная особенность. Если нет такого противоречия, нет и самовнушения. За счет этого несоответствия человек может изменить себя.
Педагогическая наука в лице академика РАО В. В. Коротова создала учение о самоубеждении, которое проникло во все области медицины и во все сферы жизни человека. Институт философии РАН создал философское учение о здоровье как идеальном состоянии физического тела, психики и социального комфорта. Великий русский педагог К. Д. Ушинский создал научное понимание успешного развития человека как следствия союза медицины и педагогики.
На практике это означает, что медицина и педагогика не могут развиваться в изоляции друг от друга. Это значит, что они должны находиться в одной организационной структуре. Союз медицины с педагогикой означает, что медицина должна быть воспитывающей, а педагогика – оздоравливающей.
Выдающийся русский физиолог П. К. Анохин создал учение об опережающем отражении нервной системой: если человек с помощью самоубеждения создаст видение себя в будущем полным здоровья, то нервная система обеспечит это состояние здоровья. Для этого человек должен развивать способность к волевым усилиям с помощью самоубеждения.
Основывается этот прием на самоанализе. Проработка требует общего жизненного опыта и заключается в том, что человек анализирует свое поведение и свою деятельность с точки зрения того, какое он произвел впечатление на различных людей и соответствует ли это впечатление интересам выполняемого дела.
Этот прием, прежде всего, необходим руководителям. Следует отметить, что проработка себя чрезвычайно способствует повышению общей культуры поведения, что немаловажно для руководителей.
Представление о себе очень сложное, многостороннее. Для того, чтобы вызвать в сознании представление о себе, необходимо ослабить все то, что противоречит этому представлению и разрушает его.
Физиологический механизм усвоения нового представления о себе очень сложен, и о нем можно говорить пока лишь в общих чертах. Как только человек начинает воспроизводить в сознании новое представление о себе, тотчас же в коре больших полушарий мозга возникает борьба рефлексов. Это происходит потому, что новые условные связи вступают в борьбу с ранее образовавшимся динамическим стереотипом, который постоянно поддерживается реальными раздражителями и поэтому отличается сравнительно большой прочностью. Вследствие этого тормозится формирование и становление новых временных связей, являющихся физиологической основой нового представления о себе.
Борьба имеющихся и вновь образующихся временных нервных связей вызывает ошибку процессов возбуждения и торможения, что приводит к их большему напряжению. Сложившийся динамический стереотип отличается большей прочностью, а новые связи поддерживаются мощным регулирующим влиянием второй сигнальной системы, которое является физиологической основой регулирующего влияния сознания, поэтому возникает большое напряжение.
Приемы самовоспитания
- Самоанализ
Самоанализ является более трудным приемом самовоспитания по сравнению с самоконтролем. Он выполняется после самовнушения и требует от человека объективности в оценке своих достижений.
- Самоконтроль
По содержанию самовнушение всегда противоречит действительности. Это его характерная особенность. Если нет такого противоречия, нет и самовнушения. За счет этого несоответствия человек может изменить себя.
- Самоубеждение
Педагогическая наука в лице академика РАО В. В. Коротова создала учение о самоубеждении, которое проникло во все области медицины и во все сферы жизни человека. Институт философии РАН создал философское учение о здоровье как идеальном состоянии физического тела, психики и социального комфорта. Великий русский педагог К. Д. Ушинский создал научное понимание успешного развития человека как следствия союза медицины и педагогики.
На практике это означает, что медицина и педагогика не могут развиваться в изоляции друг от друга. Это значит, что они должны находиться в одной организационной структуре. Союз медицины с педагогикой означает, что медицина должна быть воспитывающей, а педагогика – оздоравливающей.
Выдающийся русский физиолог П. К. Анохин создал учение об опережающем отражении нервной системой: если человек с помощью самоубеждения создаст видение себя в будущем полным здоровья, то нервная система обеспечит это состояние здоровья. Для этого человек должен развивать способность к волевым усилиям с помощью самоубеждения.
- Проработка себя
Основывается этот прием на самоанализе. Проработка требует общего жизненного опыта и заключается в том, что человек анализирует свое поведение и свою деятельность с точки зрения того, какое он произвел впечатление на различных людей и соответствует ли это впечатление интересам выполняемого дела.
Этот прием, прежде всего, необходим руководителям. Следует отметить, что проработка себя чрезвычайно способствует повышению общей культуры поведения, что немаловажно для руководителей.
- Способ переноса
Он заключается в мысленном перенесении нужного качества, которым обладает другой человек, на себя: «И я такой же, и я действую точно так же». При этом нужно стараться как можно ярче представить себя человеком, обладающим нужным качеством, представить себя действующим в разных обстоятельствах. В некоторых случаях полезно специально наблюдать за человеком, качество которого переносится на себя. Подобные наблюдения необходимы для получения более глубокого, более многогранного впечатления об этом человеке. После этого легче мысленно переносить на себя нужное качество, так как его проявление хорошо запечатлелось в сознании.
Этот прием помогает в решении многих задач самооздоровления, например, при укреплении сердца. Хорошие результаты он дает в самовоспитании здоровой речи при различных речевых расстройствах, в том числе при заикании, а также при развитии способностей. Положительные результаты способ переноса даёт и в спортивной деятельности при разучивании новых сложных упражнений и при подготовке к соревнованиям.
- Вхождение в образ
Он необходим молодому неопытному руководителю для заимствования у опытного высококвалифицированного руководителя формы отношений к подчиненным и стиля поведения в рабочем коллективе.
Для эффективного применения этого приема нужно глубоко и всесторонне изучить личность, в образ которой надо войти. Это требует знания жизни, людей, а также жизненного опыта и значительного кругозора. Чтобы полностью войти в образ крупной личности, надо самому быть не менее крупной личностью. Вот почему чаще всего мы встречаем частичное, а иногда лишь внешнее перевоплощение артиста при исполнении роли великого человека. Лишь немногим дана возможность перевоплощаться полностью.
Вхождение в образ следует рекомендовать для развития различных способностей. Известны случаи, когда люди проявляют колоссальные способности при перевоплощении в образы великих художников и артистов под влиянием внушения в состоянии гипноза. При глубокой работе над собой может быть достигнуто не менее полное перевоплощение, чем при внушении в состоянии гипноза. Но это требует большого упорства. Прием этот весьма трудный.
Вхождение в образ немыслимо без самовнушения. Для овладения этим приемом надо учиться проводить самовнушение. Кроме того, этот прием требует ярких представлений и развитого воображения. Овладевающему этим приемом полезно специально заниматься развитием представлений и воображения. С бледными представлениями и слабым воображением овладеть вхождением в образ очень трудно.
- Опора на свои удачи и победы
Он заключается в сосредоточенности мысли на каком-то успешном преодолении препятствий и твердом запоминании этого успеха. Полезно накапливать в своей памяти свои победы над трудностями и препятствиями на работе. Это создает уверенность в себе, что очень важно для подготовки к преодолению серьезных препятствий в жизни. При встрече с ними человек будет чувствовать себя увереннее и тверже, так как будет думать о том, что «я то преодолел и с тем справился, сумею сделать и это!».
Использование этого приема всегда дает очень хорошие результаты и особенно полезно людям со слабым типом нервной системы и меланхолическим темпераментом, которым не хватает веры в себя.
- Работа над прошлым
Он заключается в изменении представления о своем прошлом поведении, здоровье, взаимоотношениях с людьми, о всей своей деятельности в прошлом. Применяется он в целях самоперевоспитания и самооздоровления.
Так, при решении наиболее трудных задач самоперевоспитания (например, когда нужно изменить линию поведения по отношению к другим людям, преодолеть, устранить сложившиеся навыки поведения, сложившиеся отношения с людьми и т. п.) необходимо обратиться к данному приему.
Работа над прошлым при решении трудных задач заключается в том, что нужно в письменной форме описать свою жизнь, поведение, отношение людей, свою деятельность и самочувствие не такими, какими они были на самом деле, а такими, какими они должны были бы быть в интересах достижения поставленной цели. Эти письменные описания своей воображаемой прошлой жизни нужно делать все более и более детальными и не допускать ни малейших сомнений в том, что это именно так и было.
Например, для воспитания у себя вежливости человек должен описать себя как вежливого человека с того возраста, с которого он себя помнит. При этом надо обязательно описать отношение людей к себе как к вежливому человеку. При самооздоровлении сердца нужно описать свою прошлую жизнь как жизнь человека со здоровым сердцем, описать отношения людей к себе как к человеку со здоровым сердцем.
- Иллюзорная переработка патогенной ситуации
Описать эту переработанную, измененную ситуацию нужно как можно более подробно. А затем приложить максимум усилий для того, чтобы не допускать ни милейшего сомнения в том, что все было именно так, как описано, применив для этого самовнушение. Последнее очень важно – в нем залог успеха.
Известно много случаев, когда этот прием позволял полностью устранить ночное недержание мочи, крапивницу (зуд кожи), экзему и т. п., которые возникали на почве испуга или злоупотребления продуктами - аллергенами.
- Иллюзорное преодоление препятствий
например, при подготовке к выступлению на собрании, конференции, соревнованиях и т. п. Он заключается в том, что человек мысленно делает то, что потом придется ему делать в действительности. Это психологически готовит человека к преодолению трудностей. После такой подготовки он чувствует себя несравненно увереннее, а действует более решительно, смело, твердо. При этом элемент неожиданности сводится почти к нулю. Человек делает то, что нужно, как будто не в первый раз.
Выдающиеся люди часто пользуются этим приемом. Это также относится и к артистам, ораторам, политическим деятелям, дипломатам и спортсменам.
- Действительное преодоление трудностей и препятствий
- Упражнения на мышечное расслабление
- Упражнение на умственное расслабление
- Упражнение на статическое напряжение
- Упражнение на медленное движение
Этот прием является завершающим в непрерывном процессе самовоспитания и самоуправления. Какие бы задачи не решались в процессе самовоспитания, результаты их решения оцениваются на практике. Упражнения по действительному преодолению трудностей и препятствий различны.
Приемы самовоспитания в зависимости от вида темперамента
Не все люди одинаково легко справляются с трудностями работы над собой. Это зависит, прежде всего, от опыта в области работы над собой, а также от развития способности к волевым усилиям и от темперамента.
Труднее всего приходится людям со слабой нервной системой, с меланхолическим темпераментом. Им надо помогать, подбадривать и всячески поддерживать. Им помогают такие приемы самовоспитания как самоободрение, самопохвала, опора на свои победы и удачи. Даже маленькая победа над собой делает человека значительно сильней.
Постоянное упражнение в преодолении каждодневных незначительных трудностей и препятствий развивает способность к волевым усилиям, укрепляет веру в себя.
Каждый человек способен работать над собой и усваивать полезные для него настрои.
Представители холерического темперамента обладают сильной возбудимой нервной системой, они способны к большим волевым усилиям, но в работе над самооздоровлением им не хватает постоянства. Поэтому они должны настраивать себя на систематическую, постоянную, стабильную работу до полного восстановления здоровья. Им надо знать, что процесс самооздоровления требует большого упорства.
Сангвиники, обладающие сильной подвижной уравновешенной нервной системой, сравнительно легко преодолевают трудности усвоения настроев, но им часто не хватает постоянства. Им легче перескакивать с одного настроя на другой, они требуют частой смены деятельности. Им мешает легкомысленность, недостает серьезности по отношению к восстановлению здоровья. Они обычно ищут все новые и новые настрои и недостаточно глубоко и полно усваивают полезные настрои.
Флегматики – люди с сильной уравновешенной нервной системой. Они обычно характеризуются как упорные труженики жизни. Они комфортно себя чувствуют в однообразной обстановке, которую трудно переносят сангвиники. Они обычно стараются очень упорно усваивать один настрой и испытывают большие трудности, когда надо усваивать несколько настроев. Они трудно переносят смену настроев, и из-за этого замедляется процесс оздоровления.
У представителей всех четырех темпераментов есть свои индивидуальные особенности во всякой работе над собой. Зная свои особенности, люди с большим успехом преодолевают все трудности самооздоровления.
Укреплением здоровья и закалкой организма следует заниматься постоянно, систематически, особенно когда люди физически ослаблены. Поддерживать хорошее здоровье необходимо всем, чтобы сохранять высокую работоспособность и предотвратить наступление преждевременной старости.
Занимаясь самооздоровлением, весьма полезно вести дневник работы над собой, который, как в зеркале, отражает всю работу над оздоровлением и помогает правильно ее организовать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий