вторник, 23 октября 2012 г.

Чувство вины и позиция жертвы

Когда наше сознание находится в области Сердца — мы уравновешены, мы ощущаем свою связь с Творцом и свою Судьбу. Но стоит какой-то ситуации выбить нас из этого состояния — и мы оказываемся в Уме. В отключенном состоянии помимо страхов нас ожидает еще как минимум одна хитрая ловушка. Ум неизбежно начинает сравнивать себя с окружающим миром. И тогда мы попадаем в плен либо чувству вины, либо ощущению жертвы обстоятельств.

Хотя варианта только два, их бывает не так легко распознать и вовремя пресечь. Поскольку, они могут проявляться под множеством разных личин. Утешает одно: по мере получения опыта перепросмотра жизненных ситуаций нам с каждым разом легче обнаружить скрытый мотив своих поступков: действовали ли мы под давлением чувства вины или исходя из позиции жертвы обстоятельств.

Дело в том, что оба этих состояния возникают, когда ум регистрирует кажущееся несоответствия себя и окружающего мира. И вот это тонкое фоновое ощущение несоответствия можно научиться различать и отлавливать.

Давайте попробуем описать эти ощущения, а заодно убедимся, что варианта несоответствия действительно два, и они дополняют друг друга:

Чувство вины
Жертва обстоятельств
Я — хуже других
 Я  - лучше других
Мне дали слишком много
 Мне дали слишком мало
Я не заслуживаю (обида или злость на себя)
 Обида на окружающий мир
Я виноват
 Окружающие виноваты
 Я должен
Мне должны
 Не принимаю события и свои поступки (на физическом плане)
 Не принимаю свои мысли и чувства (на тонком плане)
 Глубинный страх: мою любовь никто не принимает
 Глубинный страх: меня никто не любит

ЖЕРТВА

Когда человек сталкивается с серьезным вызовом и не готов преодолеть его сходу, он, как правило, выдумывает оправдание. Проще всего выставить себя жертвой обстоятельств. Мол, я-то хороший, только вот не повезло сегодня. С помощью такой хитрости мы обманным путем получаем от окружающих любовь и внимание, которые, по нашему мнению, мы недополучили.

Пример из жизни.
Когда муж с женой развелись, для мужа это был серьезный удар. Хотя в глубине души он не был уверен, что был хорошим мужем. А в возникшей ситуации скрытые до поры страхи полезли изо всех щелей: "А вдруг все окружающие узнают о моей темной стороне, моих недостатках? А вдруг они действительно так огромны, и меня никто не будет любить (вот, даже жена не смогла)? Проще прикинуться жертвой: несчастным мужем, которого бросила жена и который от этого очень страдает". 

Конечно же, его жалели все: его родители, её родители, друзья и знакомые. Все были на стороне "пострадавшего" и осуждали жену. Это немного успокоило мужа. И очень долгое время ушло на то, чтобы принять тот факт, что причина разрыва была в обоих в равной степени. Обратите внимание: не декларировать это на уровне ума, а именно так и чувствовать.

Преодолеть позицию жертвы очень помогает концепция зеркал. Если мы принимаем, что окружающий мир является нашим зеркалом, то мы уже не можем обвинить окружающих в своих неудачах, и поставить себя выше других.

Чувство вины 

То же самое, но с противоположным знаком. В этом случае мы боимся, что окружающие не примут нас такими, какие мы есть. А в итоге, не принимаем сами себя. И начинаем относиться к себе чрезмерно строго, по сути, постоянно наказывая себя. Тем самым перекрываем сами себе поток любви и света из внешнего мира и энергетически оказываемся в действительно темной яме, говоря при этом: «я это заслужил!».

В какой-то момент своей жизни О. решил оставить учебу в университете и научную карьеру. И тем самым в один момент подвел ожидания множества людей, возлагавших на него свои надежды: родителей, научного руководителя, родственников и т. д. А, поскольку, сам сделал этот шаг не осознанно, не находясь в сердце, у него у самого была куча страхов и сомнений, верно ли он поступил

"А вдруг окружающие правы, и я совершил непоправимую ошибку?", - вот такие постоянные терзания привели к формированию у О. чувства вины перед всеми, кого он «подвел». Не умея им объяснить и передать свои чувства, О. начал агрессивно реагировать на все попытки заговорить ним об учебе или науке. На самом деле, это была злость на себя: как наказание за свою неосознанность и, возможно, свою ошибку.

Как избавиться от чувства вины? 

Точно так же: работа с зеркалами и анализ своих глубинных чувств, мыслей и мотивов. Рядом с человеком, испытывающим чувство вины, часто возникает мелкий тиран — тот, кто рад поиздеваться над слабым, или просто бесконечным нытьем и нравоучениями постоянно усиливает чувство вины. Такое зеркало показывает нам, как мы насилуем сами себя, добровольно накладывая на себя наказания и ограничения. Какую именно часть себя мы не можем принять? Зачем так мучаем себя? Какие наши убеждения идут вразрез с нашими поступками, из-за чего мы не можем принять последние и вынуждаем себя испытывать чувство вины?

На практике, чувство вины и позицию жертвы сложно разграничивать — они могут проявляться отдельно и вместе в самых невообразимых сочетаниях. Например, часто бывает, что находящийся долгие годы под гнетом чувства вины человек смиренно позволяет всем вытирать о себя ноги. Но в какой-то момент он не выдерживает постоянного неприятия себя и взрывается, сваливаясь в противоположное состояние: неприятие окружающих. Происходит скандал. Поостыв и ужаснувшись своих поступков, человек еще жестче загоняет себя в чувство вины, одновременно считая себя жертвой своей непутевой судьбы. И так далее по кругу.

Все школы вознесения, все, проповедующие счастливый переход человечества в пятую расу или шестую с половиной плотность, все, кто обещают, будто нас спасут высокоразвитые сущности, инопланетяне или какие-нибудь великие учителя человечества — все подобные организации играют на мотиве жертвы. Желание вознестись куда-то (а, по сути, просто сбежать из этого мира) — строится на подсознательной обиде на этот мир и нежелании проходить свои уроки. Дескать, здесь со мной обошлись плохо, но ничего, мы посмотрим, кто где окажется после «вознесения». Все это искусно подогревается проповедями: «Мы все тут достойны большего! И в нужный момент нас всех спасут добрые боги!».

Жалующиеся на непонимание жестокого общества «дети индиго», и прочие «не принятые обществом одинокие мыслители» - тоже прочно сидят в обвинении мира.

Другая группа школ любит попугивать адептов. «Вам рано еще открывать третий глаз - а то вас съедят злые астральные крокодилы», «Вы не сможете самостоятельно ничего достичь без Учителя» - такие играют на чувстве вины. Сюда же относится, например, и большая часть христианства с их учением об изначальной грешности человека.

Не нужно обижаться на школы и учителей — это будет позиция жертвы. Человек попадает ровно в такую школу, которая зацепит и срезонирует с его скрытыми страхами, чтобы он получил возможность их проработать.

Обратите внимание на этот момент! Все духовные школы созданы в первую очередь для того, чтобы помочь человеку проработать его собственные недостатки! Невозможно научить человека быть духовным, быть просветленным, делать чудеса: мы все изначально имеем божественную природу. Всё, что нам требуется, это раскрыть свой потенциал и победить мешающие этому недостатки. Хорошо, если в духовной школе это понимают — тогда работа идет непосредственно с недостатками и наиболее эффективно. Если не понимают — тогда часто школа работает как ловушка (см. статью об эгрегорах), и человек учится за счет набивания шишек и горького опыта.

Так что, остается пожелать читателям осознанного и мягкого обучения. Оно состоит в том, чтобы научиться отличать в себе чувство вины и позицию жертвы, смотреть, из-за каких скрытых страхов это возникло, какой урок идет через эту ситуацию, осознавать и отпускать. Освобождать в своём внутреннем мире те места, где были страхи, злоба, гордыня, зависть и т.д., и заполнять их чувствованием, открытостью и любовью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные Статьи